Страничка психолога

Предлагаем вашему вниманию конспект групповой интерактивной консультации педагога-психолога с родителями детей-трехлеток по проблеме «Ох, уж эти упрямые детки!»

Выступление по упрямым детям

Советы родителям: если ребенок ведет себя агрессивно.

Многие родители теряются, сталкиваясь с проявлениями физической агрессии – драками, укусами, ломанием и разбрасыванием игрушек и вещей. А кроме того, в этом возрасте появляется вербальная агрессия – употребление грубых и обидных слов. Родители либо воспитатели замечают, что ребенок старается кого-то ущипнуть, толкнуть, иногда – исподтишка.

На становление агрессивного поведения влияет множество факторов. Одним из основных является подавляющее, приказное-командное обращение родителей к уже подросшему малышу. В этом случае родители никак не могут по-новому построить свои отношения с ребенком, уже перешагнувшим трехлетний возраст. Как и раньше они стремятся решать все за своего малыша, не дают ему права голоса даже в тех вопросах, которые касаются непосредственно его жизни: с кем дружить, в какой одежде идти в детский сад, что съесть на завтрак и тому подобное…

Часто можно наблюдать, как спешащий родитель, в конце дня, быстро одевает своего ребенка, не обращая внимания на его протесты и приговаривая: « …Да сам ты еще сто лет копаться будешь!» Постоянно подавляемая воля такого ребенка находит выход в агрессивных проявлениях. Понятно, что против родителя малыш скорее всего не пойдет, и поэтому он вымещает накопившееся напряжение на своих сверстниках.

Также немалую роль в этом вопросе играют семейные взаимоотношения. Если родители часто ссорятся, то и дети скорее всего будут вспыльчивыми и раздражительными. Вряд ли будет спокойным ребенок у которого нет хорошего контакта с матерью или отцом, не сложились доверительные отношения с близкими. Родители, которые постоянно подавляют своего ребенка, реагируют на проступки своего «чада» лишь вспышками гнева, рискуют очень скоро получить свое «отражение». Дети быстро усваивают формы поведения и начинают вести себя подражая родителям.

Так как же правильно реагировать на детскую агрессию? Если вы увидели, что ребенок занес руку, чтобы ударить сверстника, остановите его и твердо скажите «Нельзя!» Если забияка не желает остановиться, придется удалить его с «поля боя». Уведите его и скажите, что вернетесь, когда он будет в более миролюбивом настроении. При этом не нужно читать долгих нотаций: «Вот научишься играть с другими детьми, тогда и будешь играть вместе со всеми!» Наоборот, помогите ему успокоиться, поговорите с ним о чем-то приятном, нейтральном, отвлеките его внимание от недавнего инцидента.  Например, можно позволить попинать ногами мячик, постучать кулачками по подушке (иногда родители даже заводят специальную подушку «для битья» которая помогает малышу выпустить пар). Возвращайтесь в компанию с условием, что он не будет никого обижать, а если такое случится, то вы сразу уйдете домой.

Наказывать или не наказывать?! – очень больной вопрос во многих семьях. Наказывать ребенка необходимо, но строго соблюдая правила:

  • Наказание должно следовать сразу за проступком.
  • Наказание должно быть адекватным (равноценным, соответствующим) поступку.
  • Наказание ни в коем случае не должно быть унизительным для ребенка.

Однократное проявление агрессивного поведения – это вполне нормально, но если ребенок раздражен и агрессивен постоянно – это повод обратиться за помощью к специалисту.

Застенчивость у детей и проблемы в общении

Для начала стоит определить, что же такое застенчивость. Давайте дадим самое простое и всем понятное определение. Застенчивость — это неумение ребенка идти на контакт с другими людьми/детьми, испытываемые им опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми.

Как выглядит застенчивость. Ребенок скован, его движения — немного напоминают движения робота, он как бы старается занять меньше места в пространстве, почти исчезнуть — опущенная голова, сутулые плечи. Ребенок избегает смотреть в глаза, отвечает или тихим голосом, или вообще отказывается отвечать на вопросы. Малыши начинают прятаться за маму, цепляться за нее, ища поддержки. Да и более старшие дети готовы спрятаться куда угодно, только бы их не замечали — чужое внимание слишком тяжело для них.

Почему дети становятся застенчивыми… Вопрос непростой. Кому-то застенчивая душа дается от природы. Родители застенчивых детей чаще всего сами были застенчивыми и малообщительными в детстве. И не только в детстве. Людям, имеющим ограниченный круг общения, сложно научить своих детей навыкам общения. Не всегда они могут подать детям пример.

Застенчивость может стать и «приобретенным» свойством характера, результатом неудачного опыта установления контакта с другими детьми. Иногда ребенок стремится к лидерству, но у него не получается стать «лучшим». Он оказывается не в силах обогнать другого ребенка, лучше всех спеть или прочитать стишок. Ему не удается получить нужную ему похвалу и внимание окружающих, и в следующий раз он может просто не решиться на соревнование. Ребенок может предпочесть уйти от контактов, не видя для себя возможности проявить себя, стать хоть в чем-то «лучше других».

Иногда за застенчивостью скрывается повышенная ранимость, чувствительность. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес и легко впадает в уныние. Бывает, что ребенок становится застенчив потому, что просто не знает, как себя вести в каких-то обстоятельствах, у него медленная реакция, и ему сложно приспособиться к ситуации общения, например, с несколькими детьми одновременно.

В поведении застенчивого ребенка ясно считывается неуверенность в себе. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Застенчивость становится барьером на пути к установлению контактов с другими людьми. Переживания собственной «неуспешности» в общении могут быть очень болезненны. Порой они серьезно подрывают веру в себя и сильно бьют по самооценке ребенка. Получается замкнутый круг: чем больше он не уверен в себе, тем нерешительнее ведет себя, вступая в контакт в окружающими. Чем менее он решителен, тем вероятнее неудача. Каждая неудача еще больше подрывает веру в себя и надежду преодолеть свою застенчивость.

По поведению застенчивого ребенка родители иногда делают ошибочный вывод, что ребенок не испытывает потребности к общению с другими детьми. Однако, это не так. У застенчивых детей сильна тяга к общению, но они не умеют по разным причинам устанавливать контакты и от этого страдают.

В противоположность этому есть дети, которые не испытывают потребности в общении с другими людьми. Это аутичные дети, которые от рождения замкнуты на общение с самыми близкими людьми, да и то, общение это своеобразное. Однако, и здесь грамотный подход и понимание специфики проблем ребенка позволяет пробить броню равнодушия, этот защитный панцирь, в котором такие дети прячутся от мира.

В любом случае не стоит торопиться «записывать» своего ребенка в «аутисты», заметив у него проблемы с общением. И не стоит начинать винить себя в проблемах ребенка.

Надо помнить, что для развития навыков общения у ребенка требуются: время + теория и практика. Общению надо учить, подавая пример ребенку и показывая ему приемы установления контакта. Например, стоит учить ребенка знакомиться: называть свое имя и спрашивать имя других детей. Хорошо учить его способам начала разговора «давай играть вместе, покажи мне свою игрушку, давай меняться и т.п.». Можно учить ребенка сообщать о себе элементарную информацию «я люблю играть в машинки, у меня есть велосипед, я живу в этом дворе».

Наиболее Типичная Ошибка, совершаемая родителями в этой связи, — это демонстрация ребенку своего неудовольствия от существования подобных проблем. Понятно, что родителями движут благие намерения, они хотят помочь своим детям — развить в них общительность. Но в данном случае, именно в их отношении к особенностям характера и поведения ребенка может заключаться основная проблема.

Часто совершаемые Ошибочные Действия родителей заключаются в подталкивании ребенка к общению, несмотря на его страхи и нежелание. Они как бы «не замечают» существования барьера в общении у своего ребенка или пытаются преодолеть этот барьер «рывком», отчасти навязав своему ребенку контакт с окружающими. Например, они сами могут завязать разговор с другим ребенком, а потом словами «ну что же ты, спроси, как мальчика зовут» принудить своего малыша к общению. Если малыш был к этому не готов: или все произошло слишком быстро, или от него требуется слишком много на теперешний момент, то результат будет нулевой. И даже хуже. Ребенок очередной раз убедится в том, что у него что-то не получается.

Представьте себе, какой вред в подобной ситуации нанесут сетования по типу «что ж ты у меня такой необщительный, мальчик хотел с тобой поиграть, а ты…». Тем самым родители наносят следующий болезненный удар по самооценке ребенка. Ребенок будет чувствовать, что его мама разочарована его поведением. Мало того, что плохо ему, но он расстроил еще и свою маму. Груз разочарования и нелюбви к самому себе, лежащий на плечах, увеличился по меньшей мере вдвое. Последствия неправильного родительского поведения очевидны: страх ребенка перед общением с другими детьми усилится.

Что нужно делать родителям по преодолению трудностей в общении у застенчивого ребенка

Правильные действия родителей предполагают понимание ими специфики переживаний ребенка и уважение его права идти или отказываться от контакта. Смысл родительского влияния состоит в том, чтобы стимулировать ребенка решиться на контакт добровольно, без принуждения извне.

Как этого добиться. Прежде всего необходимо предоставить возможность ребенку для посильного участия во взаимодействии с другими детьми. Пусть это будет сначала только наблюдение за играми других детей или игра в одиночестве в стороне, но в пределах видимости. Ребенку надо дать время привыкнуть к обществу и самому потом устанавливать безопасную для себя дистанцию — в буквальном смысле расстояние до других детей. У ребенка должна быть своя скорость, инициатива здесь должна быть в его руках.

Задача родителей — наблюдать за поведением ребенка, отмечая в нем проявления интереса к происходящему. Быть может, вы заметите, как он копирует действия или игры других детей. Это хороший признак. В этом случае стоит начать рассказывать своему ребенку о том, в какую игру играют дети, рассказывать о правилах игры (теория), и даже по желанию ребенка, сыграть с ним в ту же самую игру (практика). Таким образом, вы проводите с ним настоящий тренинг общения.

Если вы видите, что ребенок решается на какое-то новое для себя действие, связанное в развитием навыков общения, пусть, например, он просто соглашается поиграть с вами «по-новому, также как те детки», вам надо обязательно похвалить его. Ребенок должен получать позитивные впечатления от своего опыта общения, каким бы маленьким он ни был. И в этой похвале — залог его дальнейших усилий по преодолению своей робости и своего страха.

И снова стоит помнить о том, что не надо торопиться. Решившись на какой-то прорыв в процессе установления контакта с другими детьми, робкий ребенок может сделать шаг назад и опять начать робеть.

И тогда маме нужно проявить терпение и, не теряя веры в способности своего ребенка преодолеть свою стеснительность, действовать в соответствии с принципами добровольности в установлении ребенком контакта с другими людьми/детьми и обязательном поощрении ребенка за предпринятые им усилия. «Ты молодец, вчера у тебя здорово получилось познакомиться с мальчиком, когда ты захочешь, ты снова с ним поговоришь». Смотрите, чтобы то, как это говорится, не противоречило смыслу слов. Если ребенок почувствует разочарование в вашем голосе, то похвала не подействует.

Ребенку нужно дать столько времени, чтобы собраться с силами и снова решиться на очередной «подвиг», сколько ему потребуется.

В заключении, несколько слов о случаях, когда стеснительность ребенка в большей степени распространяется на незнакомых взрослых, а не на детей. Дети могут стесняться в ситуациях, когда на них обращают внимание малознакомые им люди на улице, на детской площадке. Ребенок может «зажаться», если в нему в дом приходят гости, пусть даже это будут родственники — те, которых ребенок долго не видел. Застенчивость может «напасть» на ребенка и в гостях у известных ему людей на новом месте, в новой обстановке. Отдельно стоит рассмотреть ситуацию консультации у врача и других специалистов, на которую многие дети реагируют с опаской.

Бывают ситуации, когда дети, свободно ведущие себя в группе других детей, теряются во время публичных выступлений и праздников, когда они видят вокруг себя глаза многих зрителей и понимают, что их оценивают.

Выраженные страхи во всех подобных ситуациях скорее относятся к другой теме — см. главу «Страхи у детей». Что же касается рекомендаций родителям в более общих случаях, то стоит исходить их того, что напряженная реакция ребенка на «чужих» и на «новое» естественна.

Ведь далеко не все взрослые раскованно чувствуют себя, выступая публично. Также, как и дети, мы можем растеряться в незнакомой обстановке, когда мы не знаем, как себя вести. У нас, у взрослых, есть ритуалы поведения в таких неожиданных обстоятельствах. Разговоры про погоду, вопросы про здоровье, семью-работу. Опыта подобных разговоров у детей нет. Им приходится сложнее. Нормально, если ребенок не хочет отвечать на вопросы незнакомца, которые для него совершенно неожиданны. Часто ребенку просто требуется время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. И при небольшой поддержке мамы и тактичном поведении Незнакомца, дети обычно «оттаивают» и осваиваются.

Подведем ИТОГИ

Типичная Ошибка: демонстрация ребенку своего неудовольствия от существования подобных проблем

Ошибочные Действия: подталкивание ребенка к общению, несмотря на его страхи и нежелание

Причины: родители хотят решить проблему ребенка своими силами, не считаясь с неготовностью ребенка

Последствия: страх ребенка перед общением с другими детьми усиливается

Правильные Действия:

  • предоставить возможность ребенку для посильного участия во взаимодействии с другими детьми,
  • дать ему необходимое время решиться на контакт добровольно, без принуждения извне,
  • поощрять малейшие действия ребенка навстречу другим детям,
  • обучать ребенка, показывая ему на своем примере приемы установления контакта — как здороваться, как знакомиться, как начинать игру, как говорить о своих желаниях,
  • в случае выраженных страхов не стесняться обращаться за консультацией к детскому психологу.

Игры на развитие мелкой моторики

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Задача педагогов и детских психологов — донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.
7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
11. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».